Дизайнер обуви Кристиан Лубутен, начинавший карьеру в знаменитой обувной компании Roger Vivier и сотрудничавший с Chanel и Yves Saint Laurent, не раз рассказывал в своих интервью об истории происхождения красных подошв своей обуви, ставших его запатентованным фирменным знаком. По версии обувщика, весьма экспрессивной, как и подобает слегка взбалмошному парижанину творческой профессии, в 1994 году, два года спустя после открытия собственной марки, он в порыве вдохновения выкрасил подошвы красным лаком для ногтей, когда ему показалось, что туфлям до совершенства не хватает какой-то малости. В этой версии есть одно но: еще в XVII веке красные каблуки, канты и подметки туфель стали привилегией и отличительной чертой французской и вообще европейской аристократии. Эта мода исчезла только к концу XVIII столетия, что, кстати, отметил даже Пушкин в «Евгении Онегине»:
Ловласов обветшала слава
Со славой красных каблуков
И величавых париков.
Видимо, слава обветшала недостаточно, и Кристиан Лубутен лукавит. Впрочем, не исключено, что обувщик был не слишком сведущ в истории костюма и история его фирменных подошв — всего лишь общеизвестная цикличность моды. Так или иначе, красные подошвы и тыльная сторона каблука сделала туфли на шпильках Christian Louboutin едва ли не самыми известными в мире. «Лубутены», или, как многие пишут в России, «лабутены», стали именем нарицательным, подобно «бланикам» (или «манолос») — шпилькам другого известного дизайнера, испанца Маноло Бланика.
Надо отметить, что Лубутен выпускает не только туфли-лодочки на шпильке: в ассортименте его марки есть и туфли-flats на плоской подошве, напоминающие балетки, и туфли на невысоком тонком каблучке kitten heel, и женские ботинки-дерби на шнурках, и открытые сандалии. Кроме фирменных красных подошв, дизайнер выпускал и туфли с голубыми подметками — для невест: по западной примете, у невесты под венцом должна быть при себе какая-то вещь этого цвета. Кроме черных классических лодочек Altadama, хитами лубутеновского ассортимента были туфли телесного цвета на скрытой платформе, добавлявшей высоты и без того головокружительным каблукам, туфли с верхом из прозрачного пластика, с шипами, блестками, мехом и кружевом.
С 2009 года Лубутен продает и мужские коллекции. После выхода клипа на песню «Экспонат» поклонники порылись в инстаграме Сергея Шнурова и обнаружили там его фото в обуви Christian Louboutin. Шнур не одинок в своих пристрастиях: поклонницами творений французского обувщика в разное время были Элизабет Тейлор, Дита фон Тиз, Бритни Спирс, Кристина Агилера, Мадонна, Николь Кидман и вообще почти весь голливудский Олимп. Заодно в 2008 Лубутен придумал туфли для куклы Барби, а в 2012 в прямом смысле слова обул творческий коллектив парижского кабаре Crazy Horse. На SIHH-2016 швейцарская часовая мануфактура Jaeger-LeCoultre представила коллекцию часов с ремешками по дизайну Лубутена.
Впрочем, при всей популярности туфель Christian Louboutin, они не единственные предметы гардероба, вдохновившие музыкантов на создание хитов. Ниже — далеко не полная подборка логоманических композиций разных лет и стилей.
«Ленинград» и Юлия Коган, «Сумка»
Главные хулиганы русского рока не впервые обратились к теме модных аксессуаров. Песня «Сумка» 2013 года посвящена тяжким переживаниям хозяйки означенного предмета от итальянского бренда Prada, создателя нескольких it-bags. К сожалению, видео песни не подлежит публикации по цензурным соображениям.
Кожаная сумка Prada
Полюбила, как мне быть?
Я уже сама не рада,
Правда, сумку не забыть.
Помню все ее изгибы,
Нежность кожи, запах, вкус.
Если б видеть вы могли бы,
Я самой себе с ней снюсь.
Верка Сердючка, «Дольче Габбана»
Любимый некогда организаторами корпоративов певец-травести, он же народный артист Украины Андрей Данилко в 2010 году излил душевные страдания своей лирической героини, упомянув продукцию дуэта итальянских дизайнеров Доменико Дольче и Стефано Габбана, объект желания множества жертв моды Перми.
А я иду такая вся в Дольче Габбана,
Я иду такая вся, на сердце рана.
Слезы душат-душат, я в плену обмана,
Но иду такая вся в Дольче Габбана.
Pet Shop Boys, Paninaro
Простой, как мычание, но донельзя зажигательный гимн субкультуре итальянских модников, фанатов лаконичного стиля Джорджио Армани и избыточного декора Джанни Версаче, в исполнении британского дуэта звучал в середине 1980-х на дискотеках от Нью-Йорка до Милана и от Парижа до Москвы.
Armani, Armani, ah-ah-Armani
Versace, cinque
Paninaro, Paninaro, oh, oh, oh
American Music Club, Chanel No 5
Меланхолические ветераны американского инди-рока в 1991 году неожиданно выступили в роли ценителей классического французского аромата дома Chanel, первых духов, созданных совместно Коко Шанель и парфюмером Эрнестом Бо.
She's got her Walkman on
She's got Chanel Number Five
Look at her walk
She's holding her head upright
Simranjeet Singh ft Raftaar, Gucci Armani
Один из самых популярных на севере Индии певцов Симранджеет Сингх скооперировался с пенджабским рэпером Рафтаром, чтобы воспеть два знаковых для индийской (и не только) молодежи бренда.
Gucci Armani de, Kidda de shonk marjaani de, Nakhre as patrani de
Sister Sledge, He’s the Greatest Dancer
В одном из классических диско-хитов 1970-х упоминается целый набор модных брендов, не потерявших с тех пор своей актуальности, во главе с все тем же Gucci, одной из самых популярных марок «нулевых» и эпохи логомании.
He wears the finest clothes
The best designers, heaven knows
Ooh, from his head down to his toes
Halston, Gucci, Fiorucci
He looks like a still
That man is dressed to kill
Kreayshawn, Gucci Gucci
Мастера хип-хопа обычно склонны воспевать люксовые бренды. Но калифорнийская исполнительница Натассья Гейл Золот, более известная как Kreayshawn (кстати, потомок выходцев из России) в 2011 году восстала против стереотипа, заявив в собравшем три миллиона просмотров за две недели клипе, что ее «не волнует все это дерьмо, которое носят обычные сучки» — прежде всего, вещи многострадальных Gucci и Prada, а заодно Louis Vuitton и Fendi – итальянской марки, создателей популярных сумок-«багетов».
Gucci Gucci, Louis Louis, Fendi Fendi, Prada
Basic bitches wear that shit so I don't even bother
Мэрилин Монро, Diamonds Are a Girl’s Best Friends
Ода дорогим украшениям со сладострастным перечислением самых легендарных ювелирных домов, производителей драгоценностей с бриллиантами, впервые была исполнена Кэрол Ченнинг в бродвейском мюзикле «Джентльмены предпочитают блондинок», но всемирную славу получила четыре года спустя, в исполнении Мэрилин Монро из киноверсии постановки.
Tiffany's!
Cartier!
Black Starr!
Frost Gormham!
Talk to me Harry Winston.
Tell me all about it!