кино , рецензия , о кино

Гоголь. Страшная месть: Рецензии, мнение и обзор.

Гоголь. Страшная месть: Рецензии, мнение и обзор.

Хоронили Гоголя — переполошили всю Диканьку. Да, нечасто титульных героев закапывают (буквально) в самом начале очередной главы их приключений. А вот навесить на них гроздь-другую чит-кодов — дело привычное.

Впрочем, Гоголь не единственный ванька-встанька триквела. Устроив резню в предыдущей части, авторы будто спохватились и щедро разбавили смерти воскрешениями. Что это, неужели в воздухе запахло ванилью, а сюжет решил всегда идти дорогою добра? Чёрта с два. С воскрешениями соседствуют многочисленные путёвки в ад.

Гоголь-3. Страшная месть.

Любовь ведёт к адским мукам — циники могут сделать из гоголевской триады такой вывод. Более романтичные натуры возразят, что на вечные муки обрекает не любовь, а месть. Фильм вроде усиленно поддакивает вторым (пагубность мести проговаривается прямым текстом) — но как минимум две жертвы страдают здесь именно из-за любви, хоть и с щепоткой эгоизма. Причём не только из-за эроса, которому не привыкать к рифме «кровь-любовь», но и из-за сторге.

Аналогичная двойственность с паранормальщиной: не всякое колдовство тёмное, иногда магия выступает «за наших». Жаль, почти не раскрыта светлая сторона Силы: только боевой экзорцизм да чудесная реанимация зарезанной девушки в «Вие». А что ждёт доброго человека с колдовскими способностями — неужели опять-таки ад?

Гоголь-3. Страшная месть.

С сильными женскими персонажами тоже неоднозначность: по мнению некоторых зрителей, «Гоголь» феминистичен, а по мнению режиссёра, наоборот, имел все шансы огрести за женские образы. Ну, тут как с «Храброй сердцем», на которую «Гоголь» в паре сцен неуловимо похож: с одной стороны, боевитая и независимая героиня, а с другой — ой, что творит, что делает…

Сходство с «Ван Хельсингом» и упоминать-то бессмысленно: оно никуда не делось, даже усилилось. Да и «Властелин колец» с этаким оком Саурона тут как тут. Из новых ассоциаций — разве что «Убить Билла», а конкретно одно превозмогание Чёрной мамбы. И ещё одна ассоциация в эпилоге — но она уже спойлерная.

Что ж, авторы и актёры «Гоголя» давно говорили, что снимают не серьёзный байопик, а весёлое хулиганство по литературно-биографическим мотивам. Мол, территория проекта — шутка, комикс, триллер. Однако и кой-какое просветительство им удалось: продажи книг Гоголя после выхода фильмов выросли. Приманившиеся на фэнтези, юмор и обнажёнку школьники явно взглянули на программу по литературе новыми глазами. Увы, триквел грозит обернуться для них горьким разочарованием: количество шуток продолжило уменьшаться, а интим исчез вовсе. Осталась лишь целомудренная романтика. Пусть даже признание в любви несколько теряет в трогательности и прибавляет в возрастном рейтинге, когда сопровождается стонами боли одного из свидетелей.

Гоголь-3. Страшная месть.

«Гоголь. Страшная месть» получился похоронным, сентиментальным и не шибко-то страшным. Больше всего симпатий традиционно вызывают второстепенные персонажи: доктор Бомгарт, мавка Оксана, полицмейстер Бинх, дочка кузнеца Василина с её куклой (да, кукла заслуживает отдельной похвалы, особенно в моменте с бровями). Главный козырь триквела — долгожданное раскрытие тайны Всадника и загадок калибром поменьше. Также примечательны зрелищность и титровые песни: первую написал и исполнил Борис Гребенщиков, вторую — Сергей Шнуров. А вот душевных метаний и слёз слегка перебор. Или авторы решили провести ковровую бомбардировку зрителей — кого не зацепят мясокровища и литературные игрища, тех дожать драмой? Вообще, логично — ведь «Гоголь» не только трилогия фильмов, но и сериал, нужно использовать максимум средств привлечения аудитории. Ещё одно такое средство — эксклюзивы телеверсии: в неё войдут две не показанные в кино главы, а показанные обогатятся дополнительными сценами.

И наконец, важный плюс «Гоголя» — открытые им новые просторы, пусть даже кто-то назовёт их безднами. «Самой читающей стране» — соответствующих супергероев. После такого масштабного хулиганства хошь комикс про того же Гоголя рисуй, хошь историю про афророссиянина (следовать западным трендам, так уж по полной!), обладающего суперспособностью освещать всю русскую поэзию, снимай — аудитория уже морально готова. «Гоголь» даже фандомообразующ — с фандомными битвами (в хорошем смысле) и артами, которые доходят до съёмочной группы и вызывают у неё живой отклик. Оказывается, снять хороший российский кинокомикс реально — и для этого не нужно бездумно копипастить у Запада и нагнетать национальный колорит за счёт медведя с пулемётом. Эвона как.

источник: kg-portal.ru

 

Поиск