Пермь , культура, Дягилевский фестиваль
Дягилевский фестиваль - 2017: Самые яркие моменты.
25 мая заверишлся грандиозный и уже международный Дягилевский фестиваль. JOYFUN.RU подвёл итоги и отметил самые яркие моменты фестиваля.
В этом году Дягилевский фестиваль охватил 40 часов живой музыки, 77 событий Фестивального клуба, 28 занятий в рамках образовательной программы, 6 выставок и стремящуюся к нулю дистанцию между зрителем и достижениями современного музыкального театра. Мероприятия прошли на 11 городских площадках. 56 событий основной программы охватили аудиторию в 14 000 человек. Около 3000 километров прошли в общей сложности участники Remote Perm за 20 показов спектакля-променада от немецкой группы Rimini Protokoll. Более 21 часа лекций прозвучали в шатре клуба и около 250 чашек кофе выпивали его посетители ежедневно.
Момент №1: Пианист и композитор Антон Батагов исполняет фрагмент из оперы Филипа Гласса «Эйнштейн на пляже».
МОМЕНТ №2: Спектакль-квест Remote Perm
Спектакль-квест Remote Perm - это отвал башки какой-то! Группа незнакомых людей объединяется в "стаю" под руководством синтетического голоса навигатора, показывающего дорогу и одновременно вещающего о жизни и смерти, толпе и личности, опасности и доверии, конкуренции и общности, спектакле и обыденности, технологиях и анатомии, демократии и революции, о свободе и заданности. Эта дихотомия взрывает мозг, делая реальное нереальным, знакомое незнакомым, неосуществимое возможным. Бла-бла-бла, - Екатерина Майдибор, участник.
ТИЗЕР ИЗ ПИТЕРА
МОМЕНТ №3: between music проект aquasonic из дании
AquaSonic — на сегодня самый амбициозный проект датского коллектива Between Music («Между музыкой»). Это кульминация многолетнего исследования увлекательных возможностей подводного перформанса, разрушающего барьеры и бросающего вызов существующим парадигмам. Артисты провели бессчетное количество экспериментов вместе с дайверами, мастерами-изготовителями музыкальных инструментов и учеными, чтобы создать совершенно новые инструменты, способные звучать под водой. Среди них подводный орган, или гидролофон, кристаллофон, ротакорда, ударные инструменты и скрипка. Команда также усовершенствовала особую вокальную технику для подводного пения. В результате случился концертный опыт за гранью обыденности; глубокое погружение в магическую новую вселенную изображений и звуков.
МОМЕНТ №4: мировая хореографическая премьера. распад атома
На Дягилевском фестивале — 2017 состоялась мировая хореографическая премьера — «Распад Атома». Спектакль в постановке Лилии Бурдинской (основательницы труппы Liliya Burdinskaya Dance Company в Петербурге и одного из лауреатов конкурса молодых хореографов на фестивале «Context. Диана Вишнёва») оказался радиоактивным / Взгляд из Смольного
Подобные спектакли, хоть и бьются волнами о знакомую футуристическую заумь вроде «Победы над Солнцем» начала прошлого века, но до сих пор кажутся радикальными и требуют предварительной подготовки. От повести Георгия Иванова «Распад атома» — литературного вдохновения спектакля — остался шлейф мыслей об одиночестве, а тексты, сочиненные самой Лилией Бурдинской, могут составить конкуренцию ивановскому потоку сознания.
быть яркой, блестеть как бензин
В первые минут сорок этого хореографического действа элементы не складываются в единую картину: пять танцовщиков, принимая разные позы, хаотически двигаются на сцене. Алиса Хазанова, актриса с балетным прошлым, выступает еще и в роли рассказчика.
Все исполнители, кроме рассказчицы в бежевых летящих одеждах, носят признаки голубиной стаи: серые костюмы от облегающих до свободных, у некоторых тканевые наросты между лопатками — зачатки крыльев. Они и ведут себя как эти городские птицы: вышагивают, тряся головой, подгибают лапы, дерутся, воркуют.
your life is a rare map of sea monsters
В дальнейшем странные изгибы тел, жестикуляция артистов начинают восприниматься как стиль и код повествования, которое наконец-то складывается. Выделяющийся среди других персонажей — мужчина в темных штанах и сероватом пиджаке — неуклюж, с ним постоянно борется другой танцовщик в более «голубином» костюме. Голубь-изгой нередко остается в стороне от общих дел, объединяющих стаю, он бьется в агонии на краю сцены. Это одиночество среди одиноких, попытка встроиться в неупорядоченную систему, догнать и на финише умереть. В конце спектакля, став частью стаи, которая разместилась на черном полотне с прямоугольниками зеркал, голубь-изгой совершенно по-человечески стреляет в себя из воображаемого пистолета.
это место, где слышны сны всего мира
Спектакль «Распад Атома» в итоге может быть связан с местом, где радиоактивные частицы смыслов летят и прошивают душу человека, не чуждого одиночества. Или стать зоной отчуждения.
МОМЕНТ №5: «Это (не) сон. Волшебный фонарь на музыку Сати и Кейджа»
Пианист, органист, дирижер и педагог Алексей Любимов — легенда российской академической музыки. Он одним из первых в стране начал пропагандировать исторически информированное исполнительство, и в то же время он апологет новейшей музыки. По его мнению, «старинная музыка, классика, романтизм, авангард — как разные языки. Чтобы добиться подлинности, музыкант должен стать полиглотом...». Всеми этими «языками» музыкант владеет в совершенстве. «Это (не) сон. Волшебный фонарь на музыку Сати и Кейджа» — диалог двух композиторов, воображаемый с помощью трех фортепиано (одно из которых препарированное, и еще одно — игрушечное) и видеопроекции. Соавтор идеи и режиссер представления — Луиз Моати.
МОМЕНТ №6: «скрытые изречения» (the hidden sayings) труппы центра ежи гротовского и томаса ричардса
Спектакль, в понимании Гротовского, проходит перед лицом зрителя не как зрелище — но как событие. Зритель становится свидетелем, актер — перформером, игра на сцене превращается в мистический акт. Искусство принимает на себя роль проводника.
Спектакль с пением a cappella — «Скрытые изречения» (The Hidden Sayings), который привозит итальянская труппа на Дягилевский фестиваль — 2017, не что иное, как творческое переосмысление взаимодействия песен южных штатов Америки, принадлежащих афро-американской традиции, и христианских текстов, в основном переведенных с коптского языка.
МОМЕНТ №7: опера "cantos"
«Невозможно оторвать глаз от происходящей мистерии не потому, что сложенные в кучку стволы деревьев воспринимаются как гибель «Райского сада», то есть смерть классической культуры, и не от осознания того, что этот помятый лен, из которого пошиты костюмы, — самый древний вид ткани в истории человеческой цивилизации. Дело в том, что сама ситуация бессловесного контакта дирижера с музыкантами, превращенная Семеном Александровским в образ диалога поэта и толпы, учителя с учениками, идеально экстраполируется в абсолютно буквальную ситуацию контакта бескомпромиссного творца по имени Теодор Курентзис с благоговеющей публикой», — Алексей Киселев, «Афиша Daily».
МОМЕНТ №8: Выставка «ззз / запахи звуки заводы»
Проект музеефикации нематериальных субстанций заводов Пермского края Музеефикация звуков, запахов и световых состояний Пермских заводов — это уникальное культурное начинание, которое впервые будет представлено в таком объеме не только на Урале, но и вообще в мировой практике выставочных пространств. Посетитель окажется в музее, где содержанием выставки становится «библиотека звуков», «библиотека запахов» и «библиотека света» заводских помещений. Произведения создаются на основе как эмпирических переживаний художников — участников проекта, так и зафиксированных приборами точных сведениях, собранных в ходе творческого десанта в рабочие помещения заводов.
Выставка продлится до 16 августа 2017 года
Мы отметили самые яркие, креативные и крайне необычные на наш взгляд моменты Дягилевского фестиваля - 2017. Ждём следующего 2018 года, а ниже приведём рецензии изданий за этот год:
«Если прежде Дягилевский фестиваль очаровывал тем, что во время него можно встретить практически всех, кого знаешь и любишь, то сейчас, пожалуй, самое увлекательное — это узнавание того хорошего, о чем еще не подозревал».
«Интернациональный оркестр, в котором соединились лучшие смычки, трости, мундштуки и палки Перми, России и Европы, сыграл шедевр Малера так, что все четыре его части оказались одновременно тончайшей камерной музыкой и демонстрацией помпезного величия».
«К нынешнему году Дягилевскому удалось занять остававшуюся до сих пор вакантной нишу городского форума искусств, ориентированного на максимально широкий охват аудитории — элитаризм, под знаком которого проходили первые фестивали в эпоху Теодора Курентзиса, уступил курсу на просвещение и воспитание публики. Являя собой вполне уникальный для современных российских реалий пример осознанной и последовательной культурной политики, сегодня Дягилевский выглядит едва ли не самым гуманистическим из отечественных фестивалей — не скатываясь в популизм, он умудряется вести диалог на равных с самыми разными возрастными и социальными группами».