Рецензия фильма "Стрингер"
Выпады против телевидения давно стали в кино общим местом. В неравной схватке с искусством «зомбоящику» разбили экран и открутили антенны. Беднягу оставили где-то на задворках культуры — нет-нет да и мелькнёт ещё где-нибудь, блеснёт своим лживым оком и опять скроется. Прогрессивные киношники уже не первый год свежуют Интернет.
В этом смысле «Стрингер» выглядит не слишком актуально. Гилрой не просто бьёт лежачего, а выкапывает покойника с целью отбить вконец сгнившие почки. Однако вместо акта творческой некрофилии режиссёр учинил зрелищное трупоразъятие. Копаясь в потрохах, он извлёк на свет вполне злободневную тему — одержимость съёмкой.
«Я всегда с собой беру видеокамеру» — вот девиз современности. Снимать можно всё что угодно. Котиков. Уличные потасовки. Еду. Снафф. Лишь бы просмотров было много. И как бы человечество себе ни льстило, шок-контент ему всегда был ближе мур-мур-контента.
Для более сильного контраста между рядовым обывателем и главным героем режиссёр делает последнего социопатом. Помесь Пола Эвери («Зодиак») и Патрика Бейтмана («Американский психопат») — не самый хороший объект для идентификации. Луи Блум не моргнув глазом торгуется за трупы, снятые с удачного ракурса, вламывается в дома, мешает следствию. Для него даже коллеги по «ночной работе» не более чем перспективный футаж. Однако съёмкой Блум занимается не из одной лишь любви к журналистике. Гигабайты видео он меняет на тугие пачки долларов. Деньги сразу же идут в дело — герой наслаждается собственным карьеризмом, упивается корпоративной шизой. Изувеченную биомассу Блум конвертирует в атрибуты успеха — дорогую машину, костюм и деловые связи.
Кстати, Гилрой мастерски обыгрывает остросоциальную проблематику. Не в пример сказочкам Нила Бломкампа и трёхкопеечной сатире Джеймса Демонако, он показывает, как работает социальный запрос на «красивое насилие». Если перестрелка, то в приличном квартале. Если окровавленный труп, то хорошо одетый. Бедность — не порок, она просто плохо продаётся.
Иначе говоря, костюмчик должен сидеть. Гилрой и сам верен этой максиме. Он облекает всеобщую манию в очень стильный прикид. Лос-Анджелес тонет в неоновой подсветке, стрингер шарит глазами-фарами по дорогам в поисках плоти. Он пытается унюхать в ночном дёгте лёгкую примесь крови. Подобных метафор в сценарии вы не найдёте — для неонуара «Стрингер» удивительно скуп на слова. Вся чернуха выползла на экран, говорить о ней значит озвучивать очевидное. Вот чего не хватало во втором сезоне «Настоящего детектива», который эксплуатирует ту же стилистику, — молчания.
Да и чего трепать языком, когда у фильма есть средство коммуникации покруче — лицо Джейка Джилленхола. Исхудавший актёр теперь одними скулами укладывает десяток лицедеев. Не подвела и фактура — огромные глаза хороши не только в романтических комедиях. Со своим диким взглядом Блум напоминает антропоморфного лемура с видеокамерой.
Знайте, этому примату лучше не попадаться в каменных джунглях. Даже Дарвин удивился бы его эволюционному скачку — из человека в падальщика. Хотя сам Блум вряд ли согласился бы с таким наименованием. «Санитар джунглей» звучит гораздо лучше. В его вахту все умрут красиво.
Ошибки фильма
- У обоих телеканалов (CBS 2 и Channel 6) одинаковый рекламный слоган, чего не может быть в реальной жизни.
- Когда детективы приезжают на телестанцию после перестрелки, чтобы конфисковать отснятые материалы, видно, что они арестовывают Лу. Однако в следующей сцене детектив утверждает, что Лу добровольно пришел в полицейский участок.
- Приблизительно на 26-й минуте фильма, во время сцены в кафе, количество льда в стакане резко меняется при смене кадра.
- Прежде чем детективы прибывают в квартиру Лу, камера показывает вид с улицы. При этом видно, что красный автомобиль стоит лицом в одну сторону, а после того как детективы уезжают, Лу смотрит в окно, и видно, что автомобиль стоит лицом уже в другую сторону.
- В сцене финальной погони, когда Лу выбирается с водительского места, видно, что боковое зеркало заднего вида не повреждено. Однако, когда в следующем кадре Лу идет по направлению к месту аварии, на фоне видно висящее сбитое зеркало.
- У украденных часов во всех кадрах виден серебряный ремешок, однако в последний раз, когда Лу носит их, ремешок пластиковый и черный.
- Когда Лу впервые приезжает к «Дому ужаса», на крупном плане можно заметить члена съемочной группы, который выбегает из кадра у задней части дома.
- Когда Нина кричит на Лу на телестанции, в окне с правой стороны, позади Лу, можно заметить микрофоны и нескольких членов съемочной группы.
- На следующий день после того, как Лу становится свидетелем автомобильной аварии, в новостях сообщают, что авария произошла на 110-м шоссе. Однако на самом деле это место находится на 105-м шоссе, недалеко от Международного аэропорта Лос-Анджелеса.
- Когда Лу и Рик едут на место пожара, они проезжают ряд зданий (лучше всего среди них заметен ресторан IHOP, в котором не горит свет). Однако после того, как они резко поворачивают налево, они проезжают мимо тех же самых зданий (при этом в ресторане IHOP на этот раз уже горит свет).