Василий Кортуков: «Ольга» — это сериал о том, что помимо Рублевки существует еще и Северное Чертаново»
Этим летом на ТНТ покажут все три сезона сериала «Ольга». По сюжету — главная героиня тащит на своих плечах всю огромную семью: двух детей от разных браков, непутевую сестру и, конечно, одного из самых ярких персонажей всего сериала — своего отца-алкоголика, бывшего спортсмена дядю Юру или Юргена.
Он настолько колоритный герой, что про него в пору снять отдельный ситком, что-то вроде спортивно-приключенческого байопика о неравной борьбе человека с Зеленым Змием. Подробнее раскрыть портрет дяди Юры Юргена мы попросили актера Василия Кортукова, исполнившего его роль.
Наверняка и в реальной жизни вас постоянно путают с дядей Юрой. Как ведут себя поклонники?
— На самом деле, меня узнают в редких случаях, когда, например, я в тёмных очках, как мой персонаж из «Горько». И то люди чаще всего думает, что я просто пытаюсь подражать этому актёру. У нас была презентация фильма, ко всем актёрам из «Горько» выстроилась очередь кроме меня. И вдруг маленькая девочка подбежала ко мне и говорит: «Это же вы снимались в «Москва. Три вокзала», можно фото». Я думал, что после «Ольги» меня тоже не будут узнавать, потому что в жизни я не хожу небритый, в трениках и олимпийке. Даже поспорил с продюсером сериала и проиграл. Была у нас с Тимофеем Зайцевым (в «Ольге» играет Чичу) забавная ситуация. У меня заболела нога, Тимофей решил проводить меня до больницы. Сидим мы в коридоре, смотрим какие-то документы. В этот момент медсестра везёт пациента на каталке, увидела нас, остановилась и говорит: «Я все понимаю, но вдвоем-то зачем ходить? Чтобы узнавали больше?»
Как вы относитесь к своему герою? Есть мнение, что актер должен оправдывать своего героя, что бы с ним не происходило.
— Я его никогда не оправдывал и ничего хорошего не искал, это такая шушера-мушушера. Он идёт по краю бездны и может в любой момент в неё свалиться. В жизни я много подобных людей знаю, в том числе и среди актёров, которые просто пропали, ушли из семьи и вообще перестали сниматься, а были прекрасными артистами. Но продюсеры решили, что, например, после первого сезона в Юргене проснется ответственность за слова, поступки, близких.
А вы тоже, как и Юрген футбольный болельщик? Предпочитаете московское «Торпедо»?
— Да, я футбольный болельщик, но переживаю за московский «Спартак». Сам не играю, в 58 лет можно и травму получить, а мне нужно себя для работы беречь. На матчи хожу, когда меня вызывает Михаил Олегович Ефремов, мы всегда идём на хорошие места в vip-сектор, где и покушать принесут. Фанатский сектор я не очень люблю, потому что не понимаю тот контингент — люди болеть или орать пришли?
Вы бы хотели бы, чтобы у вас была такая же дочь, как Ольга?
— У меня есть старшая сестра, которая очень на Ольгу похожа, и мы нормально живём. Она на меня сильное влияние оказывала в старших классах, говорила, что я должен носить, а мне, может, это и не нравилось. Но уже после того, как я стал зарабатывать на заводе, поступил в институт, её влияние чуть меньше стало. А что касается самого персонажа Ольги, мне кажется, что она обожжена своей юностью, неудачными браками, поэтому ей очень тяжело открыться новому чувству.
Какие впечатления остались от совместной работы с Яной Трояновой?
— Она профессионал и муж её — профессионал (драматург и кинорежиссёр Василий Сигарёв). Он тоже смотрит сериал, что-то может подсказать. В общем, с Яной на съёмках не похалтуришь. А ещё мне нравится, что у неё есть чувство юмора. Я люблю пошутить, сделать в кадре что-то такое, о чем мы не договаривались. И Яна на это всегда положительно реагирует и не рушит шутку. Был у нас эпизод в первом сезоне, когда Юрген «похоронил» Ольгу. И тут выходит соседка, Юрген ей жалуется, что даже помянуть нечем. Следующий кадр — я бухаю у соседки на кухне, она даёт платье для похорон Ольги. Соседка выходит и в этот момент в дверях встречается с Ольгой, слышен крик. Я понимаю, что-то случилось. Выхожу, текста у меня не было, и я придумал отсебятину, что соседка с ума сошла, тапочки мне подарила, платье. И Яна мне подыграла, эту сцену в сериале оставили.
Вы очень разноплановый актер, играете и комедию, и детективный жанр. А что лично вам ближе?
— Конечно, комедия. Причем я откликаюсь бесплатно сниматься и у молодых режиссеров. У меня уже пять короткометражек вышло. В актёрской среде как-то принято помогать молодым. Иногда я даже сценарий не читаю, прошу просто рассказать сюжет. И мне могут сказать: «В тебя баба втыкает шампур, ты его достаешь и втыкаешь в нее». Говорю – согласен. А бывает, пришлют сценарий ситкома, ты его читаешь и понимаешь, что написано не смешно. Даже за деньги в нём играть не хочется.
Ваш герой настолько яркий, интересный, живой, что о нем в пору снимать отдельный сериал. Как вы считаете, потянул бы Юрген на отдельную историю?
— Я сомневаюсь. Выстраивать на отрицательном персонаже серьезную историю не получится. Ольга — положительный персонаж, поэтому хорошо подходит под название проекта. Но если бы меня спросили, то я бы назвал эту историю не «Ольга», а «Семья». Мы играем историю про семью, не только про Ольгу. А строить историю вокруг Юргена, как я уже сказал, — неправильно.
Вы считаете его однозначно отрицательным персонажем?
— Да. Я на это сознательно шел, чтобы не было поддавков, играя отрицательного персонажа, ищи в нем что-то положительное. Я просто знаю этих людей, я их видел. Я сам люберецкий.
А что это за люди такие?
— Была у нас в городе тополиная аллея, сейчас ее уже застроили, сделали теннисный корт, детские площадки. А в основном это была распивочная, люди брали в магазине спиртное и отправлялись туда. Там трава вообще не росла, а если немного копнуть лопатой, то наткнешься на водочные и пивные пробки.
То есть главная проблема Юргена только в этом?
— Ну а как, если человек уже берегов не видит от этого пьянства. Я знаю примеры и среди людей нашего актерского круга, когда таланты уходили только лишь из-за этой беды.
Что должны сделать домашние, чтобы помочь справиться с этой проблемой?
— Терпеть. Моя мама терпела моего папу.
А может быть Юргену стоит более тщательно подбирать себе компанию? Может быть стоит сократить свое общение с Чичей?
— Мне сложно говорить за игру Тимофея Зайцева, хотя я ему помогаю по старшинству. Не знаю, как он к своему персонажу относится, но я бы посоветовал ему делать Чичу жестче.
Как бы вы отрекламировали, что бы вы сказали про «Ольгу» тем людям, которые еще не смотрели ни одной серии и специально для которых телеканал ТНТ этим летом покажет все сезоны?
— Помимо Арбата и Рублевки существует еще и Северное Чертаново. Конечно, я там совсем маргинальных персонажей не видел, но район непростой. К сожалению, бывает и такое. Мы пытались сделать историю правдиво и откровенно. Получилось? Не знаю. Но в любом случае у нас комедия, поэтому мы немного подсластили пилюлю. С одной стороны — мы находим в этом юмор, просто потому что без него не прожить. А с другой — такую жизнь я знаю, я ее видел и проживал, будучи ребенком.