Пермь , интервью , лица перми
Алексей Домрачев и его нелегальный перформанс «Memento metro»
Доброго времени, дорогие читатели. Сегодня у нас в гостях Алексей Домрачев – создатель известного в России проекта «Memento metro». Недавно Алексей побывал в Перми, так как родом он как раз отсюда. Команде JOYFUN.RU посчастливилось взять интервью у Алексея.
Алексей Домрачев с 2011 года снимает на iPhone жизнь метро по пути из дома на работу и обратно. Его проект стал известен под названием Memento metro. Когда снимков накопилось большое количество, ему пришло в голову устроить перформанс — несанкционированную выставку своих фотографий в метро, причём он располагал снимки на тех же местах, где они были сделаны изначально. Это произвело большой резонанс, об Алексее заговорили, о нём начали писать СМИ.
В мае 2017 года Алексей открыл выставку «Memento metro» в двух местах Москвы за один календарный квартал: в Центре современного искусства «Винзавод» и на Дизайн-заводе «Флакон».
Вот как прокомментировал эти события сам Алексей:
«Мне было важно, что выставки отличаются друг от друга. Формат на «Винзаводе» — это более личное. Как свой дом, где я с радостью принимал гостей.
На Дизайн-заводе «Флакон» экспозиция была словно вывернута наизнанку: в ней я сам был как гость, рассматривающий фотографии и читающий истории. И это неудивительно, ведь само пространство во «Флаконе» похоже на метро — проходное, общественное, много места, что тоже символично.
И все-таки самое важное выставочное и бессрочное пространство — мое любимое метро, в котором и происходит самое интересное — возвращение момента на свое место».
Вдохновившись успехом, Алексей решил реализовать свою мечту — издать книгу, в которой он рассказал о своем проекте и опубликовал свои известные, а также нигде ранее не опубликованные работы.
Здравствуйте, Алексей.
— Что вдохновило Вас на создание проекта «Memento metro»?
— На создание проекта меня вдохновили люди, которых я вижу каждый день в метро. Я люблю наблюдать за жизнью вокруг. В подземке это удается проще всего: пока еду в вагоне поезда из одного места в другое, у меня есть время взглянуть на жизнь незнакомых мне людей, поймать и сохранить яркие, интересные моменты их существования. Спустя несколько лет, когда накопилась целая коллекция таких моментов в моих фотографиях, я придумал вернуть их на место. На то самое место, где я когда-то делал этот снимок.
— Почему место действия именно метро, а не какое-либо другое общественное место?
— Потому что метро — это очень знакомое и привычное мне пространство. Я чувствую себя комфортно в нем. Как транспорт оно удобное, быстрое и точное. Каждую секунду в подземке происходит что-то новое в жизни окружающих меня пассажиров. Я научился и полюбил запечатлевать эти уникальные события, моменты. Метро, как одна сплошная галерея, мне тоже здорово подошло: где бы ты ни снимал в подземке, ты всегда снимаешь жизнь на фоне какой-то стены, замкнутого пространства — стены вагона, перехода или станции. На эту стену легко повесить фотографию, вернуть тот самый момент на свое место. На автобусной остановке либо еще где-нибудь на улице у меня бы возникли с этим сложности.
— В каком стиле Вы снимаете фотографии для проекта «Memento metro»?
— Я называю это уличным стилем или стрит-фотографией. Это понятие закрепилось со временем великого стрит-фотографа Анри Картье Брессона, одного из основателей легендарного фотоагентства Магнум. Именно он, благодаря своему гению, возвел данный жанр фотографии в настоящее искусство. Особенность и романтика стрит фотографии в том, что она существует только здесь и сейчас. Когда ты без подготовки, без специального студийного света и без просьбы позировать тебе снимаешь жизнь такой, какая она есть, ловишь моменты, ни с кем не договариваясь.
— В чем уникальность проекта «Memento metro»?
– Никто еще не проводил подобного нелегального перформанса в общественном месте на глазах простых, ничего не подозревающих пассажиров. Никто не возвращал снимки в метро в те места, где они были сняты.
— Алексей, свои работы Вы снимаете на iPhone. Ваш проект «Memento metro» своим примером показывает, что не обязательно иметь образование фотографа, а также открывает новое направление в искусстве. Поделитесь, пожалуйста, что необходимо для создания подобных шедевров, кроме как iPhone?
— Образование фотографа иметь не обязательно, но чувство прекрасного должно быть! Нужно иметь желание снимать, искать интересные моменты окружающей жизни, наблюдать за тем, что происходит вокруг. Нужно быть насмотренным: изучать работы классиков не только фотографии, но и живописи, конечно. Фотография и живопись иногда очень сильно перекликаются друг с другом: один вид искусства перенимает особенности другого. И еще очень важно запастись терпением. Очень редко удачные, хорошие кадры получаются сразу. Часто из тысячи фотографий выходит только одна хорошая. Я считаю, что это уже удача.
Алексей, благодарим Вас за уделенное нам время.